Служба крови – людям

Региональный общественный благотворительный фонд
по содействию профилактике и охране здоровья граждан
 

Донорство крови. Законодательное обеспнчение: проблемы и перспективы


о фонде
новости
журналы и статьи
ссылки
программы фонда
контакты


Последние новости:

06.04.2007: Донорство крови. Законодательное обеспнчение: проблемы и перспективы

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
Георгиевский пер., д. 2, Москва, 103265
Тел. 692-19-00.
Факс 692-50-16
Е-mail:[email protected]

РЕКОМЕНДАЦИИ "круглого стола" на тему:
"Донорство крови. Законодательное обеспечение: проблемы и перспективы"

20 февраля 2007 года 8-30


20.02.2007: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
 

 
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
КОМИТЕТ  ПО  ОХРАНЕ  ЗДОРОВЬЯ
Георгиевский пер., д. 2, Москва, 103265     Тел. 692-19-00.      Факс 692-50-16    Е-mail:[email protected]
 
 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ
"круглого стола" на тему:
 
"Донорство крови. Законодательное обеспечение: проблемы и перспективы"

Здание Государственной Думы. Зал 830.                           20 февраля 2007 года

 
 
      Заслушав доклады и выступления депутатов Государственной  Думы, представителей Минздравсоцразвития России, законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей профильных научно-исследовательских институтов, главных врачей и специалистов учреждений службы крови, представителей общественных организаций, участники "круглого стола" отмечают следующее.
     Отношения, связанные с развитием донорства крови и ее компонентов, деятельности организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее   компонентов, регулирует Закон Российской Федерации от 09.06.1993 года № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.06 № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" внесены изменения в указанный Закон.
     На сегодняшний день, по-прежнему приоритетным, остается положение о необходимости развития добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства крови и необходимости его поддержки со стороны органов государственной власти.
      Новой редакцией статьи 4 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" определено, что "финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде массового донорства крови и ее компонентов, включая доведение социальной значимости донорства до населения Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации".
    Кроме того, "органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов осуществлять мероприятия по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов".
    В соответствии со ст. 13 Закона "Станции переливания крови (в настоящее время решается вопрос о целесообразности внесения данной поправки), отделения переливания крови, созданные в муниципальных организациях здравоохранения не позднее 1 января 2006 года, вправе осуществлять заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов".
      Важнейшей является задача создания на национальном уровне новой действенной и активной системы целенаправленной агитации и пропаганды массового донорства крови, направленной на формирование реальных побудительных мотивов и стимулов, информирование различных возрастных и социальных групп населения во вопросам донорства. Необходимо активно привлекать информационные ресурсы для популяризации донорского движения как идеи общенационального единства, патриотизма, нравственности и гражданской ответственности в СМИ, в образовательном процессе, проводить действенные и активные мероприятия по агитации и пропаганде донорства с использованием потенциала политических партий, общественных организаций, молодежных движений, религиозных конфессий.
      В соответствии с Федеральным законом от 29.12.06 № 258-ФЗ  новая задача органов и учреждений службы крови - обеспечение безопасности крови, однако необходимо в ближайшее время определить на уровне подзаконных актов:
- порядок утверждения требований к организациям здравоохранения, осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;
- правила заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, предусмотрев особый порядок данных мероприятий в отношении плазмы для фракционирования;
- порядок создания информационной базы, на основе которой осуществляется реализация мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов.
     7 февраля 2006 года Комитет по охране здоровья провел "круглый стол" на тему: "О совершенствовании законодательства, регулирующего донорство крови и деятельность службы крови".
      Однако, целый ряд рекомендаций в адрес Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России по итогам "круглого стола" до сих пор не выполнен:
     1. Не завершена разработка проекта технического регламента по безопасности гемотрансфузионных сред, соответствующих международным стандартам.
     2. По-прежнему не утверждена Концепция развития службы крови.
     3. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации не подготовлены предложения по разработке Федеральной целевой программы "Модернизация службы крови".
     4. Не решен вопрос о совершенствовании системы управления службой крови в Российской Федерации и выделении головного и трех зональных институтов, на которые будет возложена функция методического руководства деятельностью службы крови.
      5. Не создана единая информационная база донорства крови.
      6. Не разработаны и не закреплены законодательно, меры поощрения работодателей, способствующих развитию донорства.
     Остаются и другие нерешенные вопросы.
     В последние 15 лет донорство переживало значительный спад, количество доноров уменьшилось более, чем в 2 раза.
     Организации, осуществляющие заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов по состоянию на конец 2005 г. представлены 182 станциями переливания крови, 969 отделениями переливания крови; в 222 больницах заготавливают кровь и ее компоненты. На станциях переливания крови (центрах крови) заготавливается 70 % всей крови и компонентов, в отделениях переливания крови - 29,8 %, в больницах заготавливающих кровь - 0,2 %.
В 2005 году 1939593 доноров совершили 2654877 донаций крови (на 4,5 % меньше, чем в 2004 году) и 909477 донаций плазмы (на 5,2 % больше, чем в 2004 году).
Организации службы крови, в первую очередь центры крови субъектов Российской Федерации, стремятся к качественному совершенствованию, о чем свидетельствует рост получения высокотехнологичных компонентов крови в 2005 году:
- эритроцитной взвеси – на 81%;
- концентрата тромбоцитов – на 14%;
- свежезамороженной плазмы – на 4%.
     Однако прогресс неравномерен и обусловлен, как правило, экономическими возможностями и позицией органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации. Таким образом, донорский потенциал России используется не полностью.
     В соответствии со ст. 6 Закона "О донорстве крови и ее компонентов" руководители предприятий, учреждений, организаций, командиры (начальники) воинских частей обязаны оказывать содействие государственным и муниципальным организациям здравоохранения в привлечении граждан в ряды доноров. Данная норма сегодня практически не исполняется, ибо руководители предприятий не оказывают такого содействия государственным организациям здравоохранения, не предоставляют безвозмездно необходимых помещений для взятия крови.
    Серьезнейшей проблемой остается инфекционная безопасность переливания крови. Случаи гемотрансмиссивной ВИЧ-инфекции (Тула, Воронеж и, совсем недавно, Кострома) вызывают большой общественный резонанс. Случаи передачи ВИЧ связаны с переливанием донорской плазмы. В этой связи необходимо внедрять новейшие методы и технологии по обеспечению качества, безопасности и эффективности гемотрансфузионных сред.
     Недостаточное внедрение современных методов заготовки плазмы и клеточных компонентов крови приводи к неэффективному использованию и без того ограниченных донорских ресурсов. Требуют улучшения методы скрининга донорской крови. Не используются современные методы вирусной инактивации компонентов и препаратов крови
    Представляется актуальным переход от гемокомпонентной терапии к преимущественному использованию в клинической практике высокоэффективных и вирусобезопасных препаратов крови; разработка и внедрение протоколов трансфузиологической помощи; совершенствование системы профилактики посттрансфузионных осложнений, в том числе путем карантинизации плазмы и лейкофильтрации.
   Общегосударственная задача на ближайшие годы – реализация масштабного проекта по созданию современного завода по производству препаратов крови в г. Кирове.
 
Участники "круглого стола" рекомендуют:
 
Правительству Российской Федерации:
1.     Рассмотреть возможность оснащения базовым комплектом современного оборудования 100 станций переливания крови для повышения уровня безопасности производимой продукции.
2.     Ускорить разработку технического регламента о безопасности крови с учетов законодательных актов Европейского Союза.
3.     Разработать механизм обеспечения средств на пропаганду донорского движения соответствующей статьей бюджетных расходов.
4.     Изучить предложения об ответственности должностных и юридических лиц за неисполнение обязанностей по содействию (поощрению) донорства крови и ее компонентов, предусмотренных ст. 6 Закона РФ «О донорстве крови и её компонентов» и ст. 186 Трудового Кодекса  Российской Федерации.
5.     Разработать и утвердить Порядок проведения обязательного страхования доноров (для реализации ст. 8 Закона "О донорстве крови и ее компонентов"). 
6.     Рассмотреть предложение об установлении Российского национального дня донора крови - 20 апреля.
7.     Обеспечить реализацию проекта по созданию в г. Кирове первого в России современного завода по производству препаратов крови, отвечающих мировым стандартам, и сети плазмоцентров.
 
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
    1. Внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации , предусматривающих ответственность должностных и юридических лиц за неисполнение обязанностей по содействию (поощрению) донорства крови и ее компонентов.
2. Внести в законодательство о статусе военнослужащих дополнение о мерах социальной поддержки военнослужащих-доноров. Определить, что военнослужащему-донору предоставляются меры социальной поддержки, аналогичные предусмотренным ст. 186 Трудового Кодекса Российской Федерации.
 
Минздравсоцразвития России:
1.     Обеспечить разработку проектов подзаконных актов, направленных на реализацию положений Федерального закона от 29.12.06 № 258-ФЗ.
2.     Рассмотреть вопрос о разработке и утверждении Концепции развития службы крови в Российской Федерации на ближайшие 15 лет.
3.     Разработать систему национальных стандартов в области донорства и службы крови.
4.     Ускорить издание приказа об утверждении Порядка осуществления государственного контроля за качеством донорской крови и ее компонентов на территории Российской Федерации.
5.     Активизировать работу по внедрению зарегистрированных в Российской Федерации технологии инактивации вирусов в компонентах крови и других методов и технологий, направленных на обеспечение безопасности и качества гемотрансфузионных сред.
6.     Подготовить предложения по созданию единой информационной базы реализации мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов.
7.     Подготовить предложения по порядку финансового обеспечения мероприятий по пропаганде донорства с использованием современных технологий (наружная реклама, телевидение, радио, пресса, Интернет);
8.     Поддержать проведение ежегодного национального конкурса "Лучший донор России.
 
 
    Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1.     Активизировать работу по организации и пропаганде донорства крови, в т.ч. с использованием средств массовой информации.
2.     Изучить возможность создания Донорских советов (институтов кураторов донорства) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации для координации работы по взаимодействию различных ветвей власти и межведомственной деятельности, направленной на развитие донорства в регионе.
3.     Обеспечить развитие материально-технической базы организаций службы крови, внедрение современных технологий в их работе.
 
 
 
Рекомендации утверждены на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 22 марта 2007 года (протокол № 78).
 
 
 
 
Первый заместитель
Председателя Комитета                                                                     А.М. Чухраев
 
 

[назад]
 
2005 Powered by CMS BinN S.Builder 3.0